Tapochka
offline
[i]
«Всё, что вам нужно для того, чтобы снять фильм, это девушка и пистолет».
Ж.-Л.Годар

Фантастические фильмы в СССР были, как ни странно. Несмотря на то, что фантастика в кино Советского Союза к концу горбачёвской перестройки стала практически позабытым всеми искусством, фильмы эти существуют и рано или поздно дают о себе знать. Знакомство с этими лентами может многое рассказать о прошлом нашей страны. Например, то, что не все режиссёры и сценаристы шли на поводу у коммунистической партии и пытались говорить честно, зашифровывая в таких фантастических посланиях своё видение реалий страны или её будущего.
Одним из таких режиссёров был ПОТАПОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, 15 июля 1957 года рождения. В 1987, будучи уже зрелым человеком, он окончил ВГИК (мастерская детского и юношеского фильма Ю.Чулюкина, Б.Григорьева, А.Кокорина). Информация отсюда.


Tapochka
offline
[i]
Мини-телесериал «Посредник», о котором я хочу рассказать, был снят Потаповым В.И. в 1990 году. Картина была режиссёрским дебютом. Сюжет трёхсерийного фильма основан на фантастической повести писателя Александра Мирера «Главный полдень». Сам писатель был сценаристом и в процессе работы предъявлял серьёзные претензии режиссёру за то, что тот пересмотрел его произведение и многое показал в совершенно другом свете. Но тут нужно учитывать много моментов, основные из которых:
1) Кино сильно отличается от литературы приёмами подачи материала и увлечения целевой аудитории сюжетом.
2) Между моментом выхода повести и съёмками фильма прошло 20 лет – целое поколение. Нужно было адаптировать сюжет к реалиям перестроечного СССР. Например, главные герои в повести были детьми 13-14 лет, а в фильме стали подростками 16-17 лет.
3) Творческое объединение ТВК получало деньги в основном на малобюджетные телевизионные и видеофильмы. На полуторачасовой фильм выделялось 150-200 тыс.рублей, что примерно соответствует 40 млн. современных (US$ 540000). Чтобы получить бóльший бюджет, нужно было увеличить хронометраж. Снимать при этом приходилось «на натуре», ни о каких серьёзных декорациях и спецэффектах речи ни шло. Актёры работали за зарплату 280-300 рублей в месяц. Значительная часть бюджета уходила на стоимость киноплёнки и работу с ней. Понятно, что могло не то что спасти, а просто поддержать подобное кино всего три вещи:
- заинтересованность в «продукте» партийной «верхушки» (как было, например, с фильмом «Лунная радуга»). С «Посредником» это не могло произойти, поскольку режиссёр не был никому известен и не имел полезных знакомств;
- превращение фильма в авторское кино, психологический триллер, наполненный «тарковщиной» (долгими планами и наездами камеры, задумчивыми лицами, унылыми пейзажами и такой же унылой музыкой). Подобные фильмы благосклонно принимались кинокритиками и цензурой;
- бесплатное привлечение военных (это очень любили в СССР). Этот пункт был выполнен. Впрочем, по сюжету так и требовалось.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Надо ли говорить, что практически всё перечисленное не пошло фильму на пользу? Несмотря на высокий рейтинг на Кинопоиске и наличие в кадре красивого лица молодой Олеси Судзиловской и сцен с боевым оружием, получился затянутый арт-хаус, непонятный молодым людям XXI-го века, особенно не читавшим книгу-первоисточник.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Фильм был снят на обычную цветную 35-мм плёнку, а потом местами почти обесцвечен, а местами обработан в мрачных тонах (серо-коричневая сепия), которая не только подчёркивает мрачный дух происшествия, ощущение безысходности и потерянности, но и характеризует сам настрой той эпохи.
Сюжет повествует о тайном вторжении инопланетян. В лесу, недалеко от маленького городка Тугарино (в реальности такого нет на карте) повисает чёрная сфера. Сфера является космическим кораблём, которая перевозит инопланетян довольно необычным образом. Внутри сферы содержатся не сами инопланетяне, а их мыслеформы, мысленные копии. При помощи неизвестной технологии инопланетные десантники начинают внедряться в обычных людей. После того, как появились первые «обработанные», они начинают более активную деятельность в городке. При помощи специальных ручных устройств, которые называются «малый посредник», они внедряют разумы своих собратьев в других людей.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Себя пришельцы именуют Мыслящими, а людей – Носителями. Пришельцы, имеющие жёстко-иерархическое общество и большой опыт, действуют вроде бы неторопливо, но при этом захват набирает обороты и с каждой минутой грозит превратиться в глобальное порабощение всей Земли.
По ходу сюжета выясняется, что инопланетянам давно не хватает места на своей планете, поэтому они захватывают другие обитаемые миры, а для жизни используют тела местных существ. После «выстрела» из «посредника», человек преображается. Он всё так же выглядит, всё помнит, но его поведение меняется. Он никогда не улыбается, забывает вредные привычки и действует всегда рационально и по приказам вышестоящих, что отличает его от обычных людей. После того, как инопланетный разум имплантирован в человека, тот произносит пароль: «Здесь красивая местность».
Однако у людей остаётся шанс на спасение. «Посредник» не действует на сумасшедших, детей до 15-16 лет, гениев и тех, кто по своей природе является бунтарём и никогда не умел подчиняться. Такие люди по сюжету и призваны спасти Землю от нависшей угрозы.
Кроме того, у инопланетных десантников почти нет продвинутого оборудования, и навести свою эскадру с миллионами Мыслящих на точку высадки они почему-то могут только с земного радиотелескопа. Также они ценят тела людей и не убивают никого, хотя в целях устрашения пользуются земным оружием.

Радиотелескоп ТНА-1500 или РТ-64 Центра космической связи ОКБ МЭИ «Медвежьи озера», расположенного на 26-м километре Щелковского шоссе, в поселке Долгое Ледово, в 15 км восточнее Москвы. Именно на нём разворачивается драматический финал сериала.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
В книге «малый посредник» мог стрелять в режиме бластера; в фильме этого нет в принципе. Также у десантников были микроскопические рации, которые крепились во рту к твёрдому нёбу, в фильме этого нет: «посредник» является ещё и рацией. Последний ход выглядит логично, так мне понравилось больше.
Вообще, список сравнений можно раскатать на пару страниц, но это уже ничего не изменит…
Фильм «Посредник» можно воспринимать как своеобразный телеэпиграф к таким книгам, как «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Хаксли. В нём полно режиссёрских «пасхалок», которых я не понимаю, начиная с затянутой сцены вначале, где главный герой даёт своей жене камень и что-то говорит (нужно читать по губам) и, например, сцены в телефонной будке, где девочка Даша чертит пальцем на стекле какое-то слово.
Выйдя накануне намеренного развала СССР, фильм воспринимается как некое пророчество, как предупреждение того, что УЖЕ над СОЗНАНИЕМ советских людей поставлен эксперимент. Генсек Горбачёв в 86-м году так и говорил: «Надо изменить сознание народа»!
Для меня телесериал открылся только в 2019 году, когда я задумал сделать небольшой ремастеринг (хотя на Западе это называется fan-edit). До этого я смотрел его дважды: в 1991 году по телевизору (будучи целевой аудиторией; и это было сильное разочарование) и в 2010 (цифровая копия на компьютере). При втором просмотре я понял, что фильм совсем не прост и требует долгого осмысления.
Ремастеринг я затеял лишь в 2020 году, когда из-за режима самоизоляции в связи с пандемией COVID-19, у меня появилось много свободного времени.
Пересмотрев бегло несколько скачанных вариантов, я остановился на Telecine фильма «Посредник», состоящего из 3 файлов продолжительностью 3:32:11. Видео: 720х544@25, DivX 5 2636 кбит/сек, аудио: mp3, 2 канала, 48000 кГц стерео, 128 кбит/сек.
Оригинал для Telecine представлял собой прокатную киноплёнку с многочисленными дефектами, видимо, перезаписанную на студийную кассету Betacam, а затем оцифрованную студией-правообладателем для продажи на DVD5.
Оцифовка, несмотря на хороший битрейт, страдает рывками изображения в местах, где в результате некачественного сжатия задвоены и/или перепутаны P-кадры. Продолжительность оцифрованной копии короче указанной на Кинопоиске почти на 6 минут (пират-оцифровщик обрезал финальные титры 1-2 серий).
Звуковая дорожка сохранилась лучше. В оцифровке использован звук не с прокатной киноплёнки, а, видимо, с копии студийной аудио-плёнки, хранившейся в архиве. Тем не менее, в студийном качестве OST фильма не сохранился нигде.
Возможно, я поторопился с выбором варианта, но полу мифического фанатски отреставрированного DVD9 я не смог скачать ввиду тотальной недоступности, а «пиратский» DVD5 представляет собой SATRip с логотипом канала «Культура»: PAL 4:3 (704x576) с 2-хканальным звуком в формате AC3 (удвоенное моно со сдвигом фаз). Впрочем, как я понял в результате долгих поисков, все нормальные оцифрованные варианты имеют в своей основе всё тот же Telecine от правообладателя.
Поначалу я планировал сократить хронометраж минимум на 30-35 минут и существенно поменять не только начало фильма, но и концовку. Также напрашивалось полное удаление линии городского сумасшедшего, которому в фильме уделено слишком много экранного времени. Однако потом я проникся замыслом режиссёра-постановщика, и в результате вышло... то, что вышло.


Tapochka
offline
[i]
Изменения:
1) Частично отреставрировано 390 кадров (расплавление, царапины и «мусор» киноплёнки). В основном, это всего три короткие сцены.
2) Убрано разбиение на серии, но по техническим причинам фильм разбит на 2 файла.
3) Начальные титры студий и финальные титры созданы заново.
4) Добавлено 1:40 материалов из других фильмов. Не буду указывать каких, в финальных титрах есть копирайт.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
5) Шрифт для титров: TrueType Promt Imperial.
6) В качестве начальной музыки использован фрагмент композиции «The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble - All Is One».
7) Вырезано 11:27 затянутых и лишних, по моему мнению, сцен и заставок серий. Вместе с уже удалёнными финальными титрами 1-2 серий получилось чуть больше 17 минут.
8) Перемонтирована последовательность некоторых сцен. Где-то по моему замыслу, где-то по техническим причинам.
9) Создан простой визуальный эффект работы инопланетного прибора-«посредника». Такой эффект вполне могли сделать и в СССР.
10) В качестве музыкального сопровождения использованы фрагменты композиции «The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble - Twisted Horizons» (позиции 1:10:22 и 1:23:46).
11) Убран из финальных титров фрагмент работы в студии квартета В.Чекасина.
12) Фрагменты фильма Ч.Чаплина «Цирк» 1928 г. заменены на фрагменты фильма «Жандарм и инопланетяне» 1978 г.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
13) Создан визуальный эффект свечения кристаллов прибора-«посредника» (1 короткий крупный план). В оригинале советские реквизиторы использовали белые светодиоды, слабый свет которых был практически не виден при съёмках на улице.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
14) Для озвучки сцены на неназванном военном объекте использован онлайн сервис https://apihost.ru/voice. Сам текст - в общем-то отсебятина, но отсылает в Борский район Нижегородской области, где расположен посёлок Тугарино, возможно, упоминаемый в фильме как город.
15) Создан визуальный эффект электрического разряда с помощью Adobe Premiere (1 план).

user posted image


Tapochka
offline
[i]
16) Музыка в финальных титрах фильма заменена со странного джаза квартета Чекасина на трек «Dark sax», (с)2020 Валерий «Melodoser» Широков. Это молодой композитор-самоучка, мой приятель и просто разносторонний человек из города Северска.
17) Параметры аудио-дорожки после правки: mp3, 2 канала, 48000 кГц стерео, 192 кбит/сек.
18) Кое-где заменены звуки стрельбы из АК-74 и ПМ на найденные в Интернете бесплатные сэмплы.
К сожалению, чёрт меня дёрнул использовать для повторного сжатия кодек DivX. Получилось плохо, а переделывать уже было лень. Можете кидать тапки.

Квартет Чекасина в студии записывает музыку для сериала.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Я не могу не упомянуть о возможном 20-серийном телесериале-продолжении (и частично ремейке), которое было снято телеканалом СТС и готово к выпуску ещё в 2015 году и положено на полку. Времена нынче не те, видимо, чтобы такое россиянам показывать.

В этом кадре из промо-ролика современный школьник рассматривает инопланетный девайс.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Невышедший сериал был на слуху и виду пару лет. В 2013 г. фанаты зарегистрировали неофициальный сайт http://tugarino.bigus.ru/ российского художественного фантастического фильма «Посредник». Ныне он мёртв. Была страничка и на Народе: http://tugarino.narod.ru/index.html. Мертва. Есть «живая» группа ВКонтакте: https://vk.com/wall-36169330?own=1&offset=60.

Лично я считаю, что если этот сериал и выйдет через пару лет, то ни зрителей, ни рейтингов не завоюет. Так было с российским "Марсианином", который стал "Пришельцем" и вышел на 5 лет позже заявленного срока.


НЭПmen
offline
[i]
Смотрел, очень давно. Помню что остались хорошие ощущения. Необычный, скорее многосерийный фильм, чем сериал.
Надо бы пересмотреть!


Vuego
offline
[i]
да, по тем старым временам фильм выглядел весьма так необычно


vi-arr
offline
[i]
Книга очень понравилась.
Фильм тоже. Правда со второго раза. В детстве не зацепил.


Tapochka
offline
[i]
(НЭПmen @ 08-07-2020 - 12:39)
Смотрел, очень давно. Помню что остались хорошие ощущения. Необычный, скорее многосерийный фильм, чем сериал.
Надо бы пересмотреть!

Пересмотри лучше мой вариант, потом в своём блоге отпишись о впечатлениях. А, Саш?
Если надумаешь, пиши в PM, дам ссылки. Пока никуда не закачен фильм.


НЭПmen
offline
[i]
(Tapochka @ 09-07-2020 - 11:12)
(НЭПmen @ 08-07-2020 - 12:39)
Смотрел, очень давно. Помню что остались хорошие ощущения. Необычный, скорее многосерийный фильм, чем сериал.
Надо бы пересмотреть!
Пересмотри лучше мой вариант, потом в своём блоге отпишись о впечатлениях. А, Саш?
Если надумаешь, пиши в PM, дам ссылки. Пока никуда не закачен фильм.

Уже скачал "раздутую", за счёт чёрных квадратов по бокам, HD версию.
В любом случае картинка лучше чем та, что я смотрел изначально!
Может на недельке посмотрим!


Tapochka
offline
[i]
(НЭПmen @ 09-07-2020 - 13:20)
(Tapochka @ 09-07-2020 - 11:12)
(НЭПmen @ 08-07-2020 - 12:39)
Смотрел, очень давно. Помню что остались хорошие ощущения. Необычный, скорее многосерийный фильм, чем сериал.
Надо бы пересмотреть!
Пересмотри лучше мой вариант, потом в своём блоге отпишись о впечатлениях. А, Саш?
Если надумаешь, пиши в PM, дам ссылки. Пока никуда не закачен фильм.
Уже скачал "раздутую", за счёт чёрных квадратов по бокам, HD версию.
В любом случае картинка лучше чем та, что я смотрел изначально!
Может на недельке посмотрим!

Видел эту "типа HD" версию на РуТрекере, когда искал наилучший источник для переделки. Это всё тот же единственный Telecine от правообладателя, который видеопираты пытались втюхать как "восстановленную" версию. Там звук слегка поправлен и всё.


НЭПmen
offline
[i]
Да! Она самая!


Tapochka
offline
[i]
В общем, разместил пока фильм на своей страничке в Сети. Вот прямые ссылки:
http://stvaan.pskov.ru/vid/MainNoon-1.avi - 1-й файл
http://stvaan.pskov.ru/vid/MainNoon-2.avi - 2-й файл

Файлы будут доступны до 01.09.2020.


Erica_XX
offline
[i]
Смотрела этот фильм еще при СССР, и он меня впечатлил.
У них еще и звания были, типа "Угол 11"...
Была, короче под впечатлением, спасибо за напоминание об этом фильме!