Tapochka
offline
[i]
метки: фото, балет
Люди больше всего любят рассуждать о том, в чём мало понимают. Я не исключение. Долго и со вкусом могу рассуждать о клатратном анабиозе, квантовой телепортации и стволовых клетках. Ну, и о балете тоже. Хотя на самом деле в балете я ничего не понимаю, на реальном балете не был уже лет 20, а в записи могу пересматривать считанные единицы, среди которых забавные «Сказки Беатрис Поттер» 1971 года и «Алиса в Стране чудес» в постановке Английского королевского балета.
Всё, что написано ниже было навеяно блогом несостоявшейся балерины Ольги Ворониной aka Black_Swan. Она рассуждала, в частности, о физической составляющей идеальной балерины. Мне захотелось разобраться в этой теме, поскольку мне нравится множество балерин, в основном российских. И никогда я не задумывался: из каких же физических параметров состоит «идеальная балерина» и существуют ли такие в природе?


Tapochka
offline
[i]
За последние десятилетия сложился вполне понятный и четкий набор параметров (на сленге балетмейстеров – «форма»), по которым строгая приемная комиссия отбирает девочек в балетные школы. Среди них:

Выворотность. Или если использовать медицинский термин – супинация, то есть усилия, при которых конечности выворачиваются изнутри наружу. И чем больше, тем лучше. См., например, тут:






Tapochka
offline
[i]
Верхняя выворотность – основа классического танца, без нее некоторые элементы даже не то чтобы будут некрасивыми, их просто-напросто невозможно будет сделать. Выворотность можно наработать, НО только если предрасположенность к ней есть изначально. Если у сустава в вертлужной впадине нет места для разворота, никаким «лягушками», «бабочками» и прочими балетными зверствами его не развернуть – только вывихнуть. Почему это важно? Верхняя выворотность ног способствует более свободному (в тазобедренной части тела) и пластически завершенному движению ног, увеличивает площадь опоры, следовательно, повышает устойчивость. Кстати, в XVIII веке в каждом балетном классе стояли специальные машины для разрабатывания выворотности. Так выглядит «лягушка» на спине и с партнёром для увеличения нагрузки:

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Гибкость. Здесь, собственно, все понятно – стоит только посмотреть на современных балерин и на ту высоту, на которую они задирают ноги, и как изящно гнут спины, буквально складываясь пополам.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Кому-то это не нравится, потому что, якобы, задранные до ушей ноги нарушают целостность и красоту истинно классического танца. Кто-то придерживается мнения, что даже классика не должна стоять на месте, а современные высокие амплитуды ее только украшают. Когда нога легко без напряжения взлетает вверх, вроде бы нарушая все законы человеческой физиологии, понимаешь, что нет ничего невозможного. Главное, не бравировать шагом, типа «ап, смотрите, как я могу!», чем грешила незабвенная Анастасия Волочкова, а задирать ножки, так сказать, со смыслом. Как, например, Светлана Захарова:

user posted image


Tapochka
offline
[i]
«Иксовые» ноги. «Икс» у балерин виден только в профиль! Например, в поперечном «шпагате». То есть это как бы проваленное назад колено. Такой «икс» бывает врожденным, но еще его можно развить, к чему многие стремятся. Потому что такие ноги в профиль выглядят красиво, как сабелька.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Высокий продольный свод (подъём). И не просто высокий, а как говорится с «горкой». Обычный, не знакомый с балетом человек подумает, что с такой стопой явно что-то не так, но на сцене в пуантах она смотрится великолепно.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Поперечный свод стопы также необходим в балете, но заметить его без специальных знаний трудно. Если взять ступню в руку в районе основания пальцев и сжать, то сверху образуется выпуклость, которая и представляет собой поперечный свод. Зато поперечное плоскостопие видно сразу из-за выпирающей «косточки» в основании большого пальца, и с ним дорога в балет закрыта. Впрочем, таким плоскостопием страдает примерно половина всех балерин со стажем более 10 лет, несмотря на танцы со специальным бандажом (или лейкопластырной поперечной повязкой) и специальные упражнения.
Зачастую «подъемистые» стопы идут в нагрузку к «иксовым» ногам. Такими ногами гораздо тяжелее работать, к ним нужен особый подход, но именно они ценятся больше всего. Вообще, стопа для балерины очень важна: без предрасположенности к плоскостопию и вальгусу, с длинным мягким ахилловым сухожилием, большой и «указательный» пальцы на ноге (а в идеале – первые три) должны быть одной длины. Ещё лучше, если пальцы будут короткими. Размер тоже имеет значение: на маленькую стопу проще и быстрее «вскакивать», смотрится она эстетичнее. Впрочем, всегда бывают исключения (например, Ульяна Лопаткина со своим 41-м размером).
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Есть варварские методы, когда подсовывают пальцы под что-нибудь тяжёлое, и так вытягивают подъем. Есть различные полупромышленные приспособления (типа тренажёра Эльмари, см. ниже).

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Длинные конечности. Ноги и руки – основной инструмент балерины. Чем длиннее, бесконечнее нога, тем легче ею «выпевать» движения. Короткие ноги и руки, конечно, удобнее – особенно, в быстром танце, аллегро. В длинных легко «запутаться», но зато как они прекрасны в адажио! Есть даже такое понятие как «индекс длинноногости». Его высчитывают при  приеме в балетную школу: меряют рост ребенка стоя и сидя, потом рост сидя делят на рост стоя и умножают на 100. Балетная норма: 49-52. Чем ниже показатель, тем лучше. Собственно, этот пресловутый индекс можно оценить и невооруженным глазом – ноги должны быть гораздо длиннее туловища.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Хороший прыжок. Прыжок, так же как и вывортность, дается от природы. Его можно наработать, можно научиться создавать на сцене его иллюзию, как это делает, например, Светлана Захарова, но прыжок под колосники с зависанием, так называемым «баллоном», это редкость. Именно за счет своего феноменального прыжка прославилась когда-то юная Наталья Осипова (см.фото ниже) – иногда кажется, что она действительно умела летать!

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Маленькая грудь. В идеале – «нулевой» размер. Максимум – второй. Как обычно, бывают исключения. Полина Симеонова (см. ниже) - очень яркая балерина, но у неё грудь четвертого размера, и естественно костюмеры шьют ей такие костюмы, чтобы этот «дефект» был скрыт и не мешал балерине.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Вот и сложился физический портрет идеальной балерины.
Тип телосложения – исключительно эктоморф (человек с достаточно низким уровнем физической силы; слева на фото внизу).
Его характеризуют: небольшие кости и суставы; длинные конечности; маленькие плечи, грудь и ягодицы; практически полное отсутствие подкожного жира; стремительный метаболизм, переедание не грозит; сложность в наборе веса; высокая выносливость; гиперактивность; тяжелый и долгий процесс наращивания мышц. Из-за этого взрослая балерина зачастую похожа на мальчика. Также она должна быть «шагастая», то есть способная забросить ногу на 180 градусов без всякого напряжения, с высоким подъемом и мягкими выворотными ногами. Вес взрослой балерины, несмотря на ее рост, не должен превышать 50 кг. Во время обучения правила еще более строгие – идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.
Идеальная балерина – здоровая балерина. Балет не прощает проблем ни с сердцем, ни со зрением, и, уж тем более, болезней суставов. Только здоровый человек с очень хорошим иммунитетом способен выдержать нечеловеческие балетные нагрузки, постоянное психологическое давление и конкуренцию.

user posted image


Tapochka
offline
[i]
Кроме того, идеальная балерина должна быть красива лицом. Сцена не склонна в политкорректности: она  не прощает ни большого носа, ни выпирающего подбородка, ни пухлых щечек. Да, гримом можно «нарисовать» какое угодно лицо и скрыть какие-то мелкие недостатки, НО...! Без красивого или хотя бы миловидного личика изобразить прекрасную Одетту или нежную Жизель как-то затруднительно.
В завершение, увы, не могу назвать «свою» балерину с идеальными параметрами – таковых просто нет. Однако есть пара претенденток.
Это Оксана Бондарева...

user posted image


Tapochka
offline
[i]
...и - Наталья Осипова.

user posted image

Вот и всё. Комментируйте, пожалуйста!


capri_wsw
offline
[i]
Прямо научная балетная энциклопедия)))
Познавательно, интересные новые факты.
Ну а красота у балета все-таки больше в движении, даже когда это фотография...
Поэтому прыжок и вертикальный шпагат - это нечто!!!!


vi-arr
offline
[i]
Обалдеть. Читал недавно "Женщины Лазаря". Там в третьем сюжете подробно о жизни в балетном училище. Жутковато.
Красиво, да. Но как подумаешь какой ценой... да ну нафик. Своего ребёнка нивжисть бы туда не повёл.


НЭПmen
online
[i]
Очень круто, спасибо! Читал с удовольствием!


capri_wsw
offline
[i]
(vi-arr @ 24-08-2017 - 15:11)
Обалдеть. Читал недавно "Женщины Лазаря". Там в третьем сюжете подробно о жизни в балетном училище. Жутковато.
Красиво, да. Но как подумаешь какой ценой... да ну нафик. Своего ребёнка нивжисть бы туда не повёл.

Так оно везде так, снаружи все прекрасно красиво и легко, а дается все потом кровью и выдающиеся результаты - практически всегда здоровьем...


Vuego
online
[i]
балет в жизни посетил от силы три раза (и то в детстве),
больше не тянуло


A'nomaly
offline
[i]
Очень интересно, спасибо!) А вот интересно, после завершения карьеры, как со здоровьем обстоят дела? Ведь организм привыкает к таким нагрузкам, растяжкам. Без тренировок, проблем потом не возникает?


Tapochka
offline
[i]
(A'nomaly @ 25-08-2017 - 09:27)
Очень интересно, спасибо!) А вот интересно, после завершения карьеры, как со здоровьем обстоят дела? Ведь организм привыкает к таким нагрузкам, растяжкам. Без тренировок, проблем потом не возникает?

Проблемы возникают именно пока занимаешься балетом. Нарушение координации и менструального цикла у женщин, болезни суставов и связок, варикоз и т.д.
В 35 лет все балетные (так называют всех танцоров балета причастные к этому роду деятельности) выходят на пенсию. Единицы продолжают танцевать, и понятно, что это только примы. Рядовой балерине из массовки с зарплатой 12000 рублей после 35 лет что там делать?


Sonata bi
offline
[i]
На мой взгляд,это самая сложная профессия,где лежит долгий и кропотливый труд и ещё много раз труд!
Моё уважение артистам балета!
00023.gif


Марита
offline
[i]
Очень интересная информация и особенно для родителей детишек,которых отдают заниматься балетом,не в профессиональные заведения,а в различные кружки.Я люблю балет и неоднократно сталкивалась с информацией,что в 60-х годах,при повальной моде заниматься балетом,сгубили здоровье (прежде всего суставы) многим детям.Никто не задумывался о том, что прежде,чем ребёнок начнёт заниматься растяжками,станет на пуанты,а это должно происходить не сразу,врач должен дать заключение,что природные данные ребёнка подходят для балетных нагрузок.Балетная красота,это вывеска,за которой скрываются страшные последствия.